Тема: Установка передних амортизаторов от Toyota Prado
Итак, коллеги, начинаю тему по установке передних амортизаторов от TOYOTA PRADO 120. Сразу предупреждаю, что проект не окончательный, так как всех тех целей , которые себе намечал я не достиг- будут дальнейшие переделки, какие, пока незнаю-задумки есть, но еще не определился - надеюсь на ваши советы и опыт других коллег, решивших пойти по такому-же пути. В этом посте сначала опишу процесс установки, что требуется, свои мысли по улучшению уже установленной стойки, а потом буду дописывать опыт эксплуатации, проблемы (тьф-тьфу если они будут). Ну и, соответственно, постараюсь ответить в теме на все возникающие вопросы.
Почему тойотовские амортизаторы, а не от Родиуса или опять 300-тые? Во первых, на тойоту огромный выбор аналогов амортизаторов , пружин, сайлентблоков от всех ведущих производителей. Во-вторых, сами родиусоводы устанавливают вместо родных MONDO тойоту. В третьих- 300-тые, уже по личному опыту, тоже не особые долгожители.
При установке предполагал достичь три цели: собственно говоря, установить тойотовские стойки, минимально переделывать стандартные запчасти и поднять машину на 2-3 см, так как моя зимняя резина на 2 см в радиусе больше стандартной и при стечении определенных обстоятельств изредка цепляет ребро арки. Первое и второе получилось, третье- пока нет: сначала прирост был 25 мм, после 200 км пробега осталось +5 мм.
Что использовал:
Проставки 23-15-001/40 1150 руб
Амортизатор /gas/ U3785 TOKICO 2 шт х 2740 р. 5480 р.
Пружина ходовой части RF3148 KYB 2шт х 3190 6380 р.
( Выбрал RF3148 а не RF3147 так как она на 1 мм толще, устанавливается на 5-ти дверную тойоту, которая по массам практически один в один со Ставиком )
Опора переднего амортизатора (toyota land cruiser) TSS034 FEBEST 2шт х 980 р 1960р. (Использовал от нее только резинку под пружину, ввиду того, что, во-первых, чашка опоры не входит в корпус авто при установке без проставки так как она больше отверстия в кузове и , во-вторых ,отверстие штока в чашке малого размера и при установке амортизатора возникают излишние нагрузки на излом на шток амортизатора.)
ШАЙБА 9094802161 TOYOTA 2шт х 480 960р.
Болт М14х1,5х75 цилиндрической шестерни 1/59777/31 КАМАЗ 2шт х 60р 120р.
Гайка самоконтрящаяся из хозмага М14х1,5 2шт х 15р. 30р
Родная опора и нижняя резинка опоры- бесплатно
итого 16080р
Амортизатор TOKICO неприятно удивил странной сваркой корпуса сайлентблока и стойки:
Место сварки было дополнительно проварено и прокрашено
Предварительно были выпрессованы сайлентблоки и проточены внутренние обоймы до 38 мм.
Размеры тойотовского сайлентблока : наружный диаметр 40 мм , высота внешней обоймы 32 мм, внутренний диаметр внутренней обоймы 14.2 мм, высота внутренней обоймы 39,5 ( проточена до 38 мм)
Сайлентблоки запрессовываем на место .
Родная пружина чуть короче и значительно жестче тойотовской. При разборке начали гнуться стяжки-пришлось брать по мощнее, тойотовские сжимались без проблем.
Готовим родные верхние опоры амортизаторов: снимаем родную резиновую прокладку пружины, выбиваем короткие болты крепления, рассверливаем сверлом на 11 отверстия в опоре под новые длинные болты из комплекта проставок. Забиваем их в рассверленные отверстия новые длинные болты, снимаем с тойотовской опоры резиновую прокладку пружины и устанавливаем на родную опоры (ставится плотно) Получилась вот такая верхняя опора:
Собираем стойку:
Ставим металлическую шайбу из комплекта амортизатора ( по идее она ставится сверху, но так как используем родную нижнюю резинку прижимавшейся похожей шайбой, то ставим ее)
Одеваем на шток нижнюю резинку верхней опоры без внутренней алюминиевой гильзы- она имеет внутренний диаметр меньший чем толщина штока тойотовского амортизатора.
Ставим подготовленную верхнюю опору
Резинка из комплекта амортизатора
Ставим шайбу 9094802161 и затягиваем полученный бутерброд.
Готовая стойка – рядом родная
Устанавливаем на стойку проставку. Для установки необходимо будет открутить рычаг поперечной устойчивости от стойки (с обоих сторон) и расстыковать верхний рычаг с поворотным кулаком. Устанавливается с 4-х сантиметровой проставкой довольно тяжело- мне пришлось немного сжать пружину стяжками.
Если делать по инструкции с дружественного сайта со сваркой двух опор, то без снятия суппортов и отсоединения рулевых тяг установить амортизатор не получится.
Установленная стойка :
Теперь об ощущениях от новых стек. Машина стала явно мягче. Если раньше , лично у меня складывалось такое впечатление, что едешь на перекачанных колесах, и чувствовалось какое-то напряжение подвески , то сейчас все плавненько. Лежачие полицейские (стандартные резиновые) на 20 км/ч просто проглатываются, зато зад на родных заметно бухает и подпрыгивает. Управляемость не изменилась. На грунтовке с ухабами машина не раскачивается. идет ровно.
Что хочу сделать- лифт на 2-3 сантиметра. Увеличением толщины проставки думаю не практично- усложнится снятие-установка амортизатора. Пока вижу 2 варианта- подбор более упругих пружин ( типа как на прадики ставят, когда силовые бампера, лебедки навешивают) либо установкой самодельной шайбы между верхней опорой и пружиной, что не очень бы хотелось.
Добавлено 12.05.15г. Перед установкой амортизатора необходимо рассверлить сверлом на 14 отверстия его крепления в нижнем рычаге ( родное 12 мм). Нижнее соединение амортизатора с рычагом затягивал на яме , так как из-за бОльшего хода штока подвеска опускается ниже чем родная и если затягивать на вывешенной машине- могут возникнуть ненужные радиальные нагрузки в сайлентблоке амортизатора в рабочем положении подвески.
Добавлено 12.05.15г. Добавляю вот такую диаграмму работы подвески с проставкой 4 см . Точность примерная, часть размеров получена расчетами.
Видно, что необходимо лифтовать пружиной на 4-5 см, что бы рабочий диапазон сместился в середину
Добавлено 15.05.15г Дабы восстановить справедливость и отметить автора идеи, первопроходца в установке тойотовских амортизаторов на Родиус, выражаю свою благодарность Кириллу ник KITT и размещаю ссылку на его тему на дружественном форуме : http://autoclub-ssangyong.ru/showthread.php?t=2450
Добавлено 15.06.15г Закончил с подбором пружины от Тойоты для установки на наш автомобиль. Отчет по установке Айронменовских пружин можно посмотреть в посте №85. Окончательный вариант запчастей, которые необходимо приобрести для переделки и ценник:
Амортизатор /gas/ U3785 TOKICO 2 шт х 2740 р. 5480 р. Или любой другой для TLCP 120 на ваш вкус и кошелек.
Пружина Ironmаn TOY065C 7500руб пара( минимальная цена в инете) 7500 р. http://www.4x4max.ru/suspension/1479/3487
Опора переднего амортизатора (toyota land cruiser) TSS034 FEBEST 2шт х 980 р 1960р. (Используется от нее только резиновая прокладка под пружину)
ШАЙБА 9094802161 TOYOTA 2шт х 480 960р.
Болт М14х1,5х75 цилиндрической шестерни 1/59777/31 КАМАЗ 2шт х 60р 120р.
Гайка самоконтрящаяся М14х1,5 2шт х 15р. 30р
итого: от 16500
Около 2-х тыс можно сэкономить не покупая опоры, если подобрать резиновую прокладку под пружину по следующим размерам:
Посадочное место пружины на резиновой прокладке должно быть плоским, под фрезерованную пружину ( т.е. посадочное место не должно повторять форму последнего витка)
Если не планируете ставить проставки, то и болты в верхних опорах менять не надо.
С указанной пружиной изначально будет лифт в 20 мм , и скорее всего она со временем немного просядет.
Возможна установка проставки под амортизатор до 20 мм- дополнительный лифт составит 33мм ( итого с пружиной 50 мм от стока). Уточненный коэффициент лифта передней подвески – 1,67 . С проставками от 20мм и выше верхний рычаг будет бить по пружине при вывешивании колеса .
Добавлено 26.10.15г.
Ряды поменявших стоковые передние амортизаторы на тойотовские ширятся, а вместе с этим появились новые варианты и усовершенствования:
1. Имеется опыт установки пружины Ironman TOY55C коллегой PingviN . Прироста клиренса на этой пружине нет: минус 4 мм от стока без проставки. Гарантировано возможна установка проставки 20 мм.
2. Вместо резинок от опор переднего амортизатора (toyota land cruiser) TSS034 FEBEST можно использовать прокладки от опоры пружин ДЭУ Ланос код 96133096 по 450 руб. ( экономия 1 тыс руб). Данную замену осуществил коллега Игорь . Его отчет по переделке http://stavicclub.ru/viewtopic.php?pid=17892#p17892
Добавлено 31.03.16г.
Добавляю таблицу с данными по применимости пружин для установки совместно с амортизаторами Прадо 120. Все пружины разделены по жесткости. Разделение условное- по справочным данным и субъективным впечатлениям коллег, осуществлявшим переделку на различных пружинах и не претендует на истину. Данные по лифту расчетные, основанные на замерах сжатия стоковой прадовской пружины и айронменовской пружины TOY065C в подвеске Ставика с погрешностью до 10 мм.
Добавлено 27.03.17г. Появился вариант установки амортизаторов KYB 841004 серии Skorched4’s. Описание амортизаторов на сайте производителя: http://kyb.ru/product/skorched. Установку данный амортизаторов выполнил Krom, его окончательный вариант и чертеж проставки : http://stavicclub.ru/viewtopic.php?pid=25506#p25506. Обращаю внимание, что амортизатор может использоваться для лифта подвески Прадо и его общая длина в свободном состоянии увеличена по сравнению со стоковыми прадовскими амортизаторами на 25мм, так же поднята нижняя опора пружины на 25мм. В связи с этим лифт достигается установкой проставки между верхней опорой и пружиной не более 15 мм.
