Водный шлюз. Волго-Донской судоходный канал

О порядке шлюзования в Канале им.Москвы

Система шлюзов канала им Москвы состоит из 12 шлюзов. Шлюзы с номерами от 10 до 7 регулируют уровни от Химкинского водохранилища до Оки, а с номерами с 6 по 1 от того же водохранилища до Волги в районе г. Дубна. Остальные два шлюза, относящиеся к этой системе, расположены в Угличе и Рыбинске.

Процесс прохождения шлюзов - шлюзование (некоторые называют его шлюзовка) не сложен, достаточно знать несколько особенностей и порядок действий изложенный ниже.

Уже шестой год право шлюзования в системе канала им. Москвы требует наличия так называемого "Шлюзового договора". При отсутствии такового шлюзование будет невозможно.

Для заключения шлюзового договора для прохода через шлюзы канала имени Москвы необходимо обратиться в ФГУП "Канал имени Москвы" расположенного по адресу: 125362 Москва, ул.Водников, 1.

Там необходимо обратиться в Группу договоров, расположенную на первом этаже, ком. 13. Приемные дни вторник, четверг с 9-00 до 17-00, обед с 12-30 до 13-30., телефон для справок 491-90-15

Евгений Матрозов
Май , 2005

Позволяющая варьировать уровень воды в её пределах. Перевод судов посредством судоходного шлюза осуществляется последовательным переводом в смежную камеру после выравнивания в них уровня воды. Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства.

Использование шлюзов в каналах

При строительстве первых искуственных каналов , возводимых на, как правило, довольно плоских, негористых участках местности, их инженеры и строители предпочтали строить обводы в случае попадания на пути канала холмов, либо низин. Однако, удлинение канала влекло за собой чрезмерное удорожание его строительства и увеличивало длительность прохождения по нему судна. Для решения этой проблемы стали применяться шлюзы. Далее, по мере усовершенствования технических знаний и возможностей, для прохождения препятствий стали применяться всё новые решения: акведуки , туннели , дамбы. И в каждом из таких сооружений продолжили использовать шлюзы, ставшие с тех времён и по сей день неотъемлемой частью практически любого гидросооружения.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Водный шлюз" в других словарях:

    Система перевозки пассажиров и грузов, связывающая Запорожье с близлежащими территориями по реке Днепр. История Появление в Запорожье водного транспорта обусловлено историческим размещением поселений, на месте которых позже сформировался город по … Википедия

    Координаты: 52°13′50″ с. ш. 11°42′04″ в. д. /  … Википедия

Тот, кто хоть раз проходил шлюзование на канале им. Москвы, находясь на яхте или катере, именуемыми неблагозвучным словосочетанием маломерное судно, знает о той тревоге, которую испытывает капитан судна при проходе шлюзов. И не имеет значения тот факт, что шлюзование на этом участке осуществлялось им уже неоднократно.

Почему достаточно прозаический и простой по сути процесс движения судна в ограниченном пространстве, с малой скоростью, вызывает беспокойство у капитанов небольших маломерок, длиной 10-15 метров? Почему и капитаны больших посудин, толкачей, составов, стараются при прохождении шлюзов находиться на капитанском мостике?

Шлюзы Канала им. Москвы - от Москвы до Нижнего Новгорода Порядок прохода через шлюзы одинаков как для небольшого катера, так и для громадной баржи. Шлюзы, расположенные на канале им. Москвы несколько отличаются от громадин функционирующих на Волге.

В сторону Нижнего Новгорода, если плавание происходит по Оке, располагаются шлюзы с красивыми и историческими названиями: Кузьминский, Белоомут, Северка, Фаустово, Софьино, Андреевка, Трудкоммуна, Шлюз 10.

До Нижнего Новгорода можно по воде пройти и северным путём - по КиМ, через Горьковское водохранилище, далее - в сторону Городецкого гидроузла.

Трудности прохода шлюзов маломерными судами, при осуществлении судоходства по реке Москва, имеют некоторую специфичность, обусловленную неприспособленностью КиМ к пропуску водного транспорта, имеющего небольшое водоизмещение и габариты.

Москва река на этом участке, а особенно перед соединением с Окой, характеризуется интенсивным судоходством. Баржи и танкеры (круизных судов мало) с трудом маневрируют, останавливаясь перед крутыми поворотами, пропуская друг друга по очереди. Раздвижные мосты понтонного типа только усиливают сложности судоходства. Водные суда, двигающиеся по реке, представляет собой громадные, по сравнению с небольшим катером или яхтой, посудины, медленно и неуклюже ползущие вниз или вверх, с трудом вползающие в шлюзовые ворота.

Профессиональные капитаны не обращают внимание на какую-то мелочь, только путающуюся у них под носом, и нередко приносящую головную боль только одним своим присутствием. Их можно понять – круизный отдых на яхте, катере несколько противоречит их трудной и ответственной работе.

Подходим к шлюзу

Перед шлюзом, минут за 40 или раньше, связываемся с диспетчером и, получив его добро, двигаемся далее по реке, шарахаясь от встречных ржавых барж, прижимаясь к берегам.

Небольшие размеры реки Москва, особенно на участках шлюзовых каналов, не позволяют спокойно ждать своей очереди для входа в шлюз. Нет возможности пришвартоваться к причалу, бетонной стенке, береговому сооружению - вследствие отсутствия таковых.

Сходу войти в шлюз, как правило, не получается. Приходится ждать разрешения на вход в судовую камеру. Где это лучше делать?

Надо выбрать место якорной стоянки, таким образом, чтобы находиться недалеко от входа в шлюз и абсолютно не мешать проходу крупногабаритного транспорта. Лучше недалеко зайти в несудоходный рукав, образованный плотиной. На этом участке реки такие места есть. Отдаем якоря. При этом они должны надёжно держать судно на грунте – проходящие баржи, поднимают волну, она может приподнять маломерку и течение выкинет её на судовой ход.

Далеко от шлюза тоже не встанешь. Будешь копаться, долго сниматься с якорей, разворачиваться – упустишь время. Могут не пустить в шлюз. У диспетчера шлюзования свой график пропуска судов, не допускающий скопления барж в узкой акватории реки, где они не могут маневрировать. Короче, надо укладываться в общий график движения.

Шлюзовой канал и ворота шлюза

Наконец, разрешение на вход в шлюз получено. Идем к воротам шлюза по команде диспетчера и горящем зеленом огне светофора. Если яхта будет одна шлюзоваться, тогда все дальнейшие действия упрощаются. Но такой вариант встречается достаточно редко. И, если недалеко от шлюза находится баржа, то диспетчер сначала запустит ее в шлюзовую камеру, а вы пойдете следом за ней. Шлюзоваться будете вместе.

Подход к шлюзовой камере

Тут и начинается первая головная боль. По правилам шлюзования маломерное судно не имеет права входить в ворота шлюзовой камеры до тех пор, пока судно, находящееся перед ним, не осуществит швартовку к причальной стенке шлюза и не закрепит швартовые. Но вы этих ее действий не увидите, если еще будете стоять на вашей якорной стоянке. Диспетчер только разрешает вход и дальше не будет руководить вашими маневрами по входу в шлюз пока вы не пришвартуетесь.

Поэтому потихоньку начинаем идти за баржой, не дожидаясь ее швартовки. При движении на малом ходу ваше судно будет плохо слушаться руля. Будьте осторожны и внимательны – маневрирование судна, находящегося впереди вашей посудины будет мешать входу в шлюз и маневрированию в нем. Встречное движение воды будет препятствовать прямолинейному ходу катера, яхты. Судно будет сносить, крутить и разворачивать.

Важно. Надо держать необходимую дистанцию между передним судном, входящим в шлюз и вашей маломерной яхтой. Лучше дождаться швартовки баржи, когда она уже завела и закрепила швартовые. При этом надо быть на судовом ходе перед шлюзом, наблюдать за швартовкой, следить чтобы ваше судно никуда не отнесло. Маневрировать, чтобы не сноса на берег, или не ударило о причальную стену шлюзового канала. После швартовки баржи заходим в шлюзовые ворота.

Швартовка в шлюзе

Шлюзование т. е. подъем или опускание судна в шлюзе, должно по правилам судовождения происходить при выключенном двигателе судна. Но капитаны тяжелых барж и танкеров этого не делают. Судовая машина, поставленная на обратный ход, дает возможность барже, другому аналогичному транспорту, противостоять движению воды, той волне, которая образуется при открытии шлюзовых ворот. Поток воды может сорвать судно со швартовых, оборвать канаты. Поэтому двигатель и не глушат - включают реверс.

Входя в шлюзовую камеру, капитан катера имеет перед своим кораблём пришвартованное судно, с работающим двигателем. Сзади него он и должен пришвартоваться к указанному диспетчером рыму.

Рым и швартовый конец

Особенность небольших шлюзов Ким состоит в том, что они, в отличие от своих волжских «братьев» не имеют рымов, располагающихся на подвижных поплавках, смонтированных на причальные стены шлюзовой камеры. Швартовые тумбы расположены сверху, выше причальной стены, и их не видно снизу. Чтобы зацепиться за них, член команды маломерного судна, работающий на швартовке, должен передать швартовый конец работнику шлюза - он ждет его подачи на берегу, находясь вверху швартовой стенки.

Важно. Надо не проскочить то место, где находится работник шлюза, ожидающий подачи швартовых. При этом судно должно находиться как можно ближе к швартовой стене, иначе нельзя будет дотянуться до крюка, который вам подают для принятия швартового конца.

Важно. Не спешите накинуть петлю швартового конца на подаваемый вам крюк, особенно если судно еще продолжает медленно двигаться вдоль стенки шлюза. Накиньте петлю на крюк, закрепленный на стене шлюзовой камеры, произведите остановку судна, а потом спокойно передайте петлю работнику шлюза, повесив ее на спущенный им багор. Дождитесь, пока ваш швартовый будет закреплен сверху на швартовой тумбе, и произведите натяжку ваших швартовых концов, надежно закрепив их на причальных устройствах (утках, кнехтах и пр.).

Не забывайте, что шлюз будет опускать, или поднимать ваше судно т. е. производить шлюзование. Швартовые концы необходимо, в зависимости от шлюзования - либо отпускать, либо натягивать.

Важно. Капитан впереди стоящего судна может включить заднюю передачу, чтобы его судно не сорвало со швартовых. В шлюзовой камере образуется крутящееся движение воды, обусловленное:

  • работой винтов баржи, двигатель которой включен на задний ход
  • большим напором воды, поступающей от ворот шлюза

Эта масса воды, с водоворотным течением, толкает ваше маломерное судно в разные стороны, при этом корпус корабля наваливаться привальным брусом на бетонную стену шлюза. Нос или корма производят рыскающие движения, которым трудно противодействовать.

Натяжением шлюзовых концов необходимо противостоять этому, одновременно следя за наполнением (опорожнением) воды в камере шлюзования.

Выход из шлюза

Шлюзование закончено. Не спешите снимать швартовые. Дождитесь когда впереди стоящее судно отшвартуется и выйдет из шлюзовой камеры полностью. Пусть движение воды в шлюзе замедлится – легче будет маневрировать, двигаться вперед. Ведь отшвартоваться тоже надо аккуратно, не повредив борта, ведь ваш корабль плотно прижат к швартовой стене одним бортом. Нельзя круто выворачивать руль – можно повредить корму или рулевую колонку.

Спокойно отшвартовывайтесь, выходите из шлюза, поблагодарив его работников за проведенную работу. И… в путь.

Счастливого плавания!

Башни управления шлюзом, узкие при взгляде на них сбоку, обращены фасадом друг к другу. Шесть колонн вдоль фасада как бы поддерживают мощный парапет. На парапете каждой башни - выразительные скульптуры, посвященные труду инженеров, проектировавших и строивших канал.

Перед тем как начнется шлюзование, познакомимся кратко с устройством и действием шлюзов.

Хотя шлюзы выглядят по-разному, что зависит от их архитектурного оформления, но все они устроены в общем по одному принципу и служат для подъема и спуска судов там, где образуется резкая разница уровней воды.

Шлюз - это большая прямоугольная камера, обычно бетонная, имеющая с двух сторон ворота. Одни ворота отделяют ее от водохранилиша либо от той части канала, где уровень воды выше, - как говорят, от верхнего бьефа. Другие ворота отделяют камеру от той части реки или канала, где уровень воды ниже, т. е. от нижнего бьефа.

Наше судно вошло в шлюз. Нам надо опуститься на одну "ступеньку" к Волге. Вахтенный начальник поворачивает рукоятку ключа автоматического управления шлюзованием. Он затратил на это усилий не больше, чем нужно затратить, допустим, для перестановки с места на место чернильного прибора. Но сколько механизмов, послушных сигналу, начали действовать друг за другом!

Там, где только что прошло наше судно, поднимается из воды сегментный затвор - верхние ворота шлюза. Затвор может двигаться только вверх и вниз; теперь он отделил камеру шлюза от верхнего бьефа. В тот же момент электрический сигнал привел в действие механизмы, управляющие щитами-заслонками водопроводных галерей, соединяющих камеру шлюза с нижним бьефом. Щиты приподнялись. Вода хлынула по трубам в нижний бьеф. В камере она быстро убывает, а вместе с ней опускается и судно. Как только уровни в камере и нижнем бьефе сравнялись, открываются нижние ворота. Судно может продолжать путь.

А как действуют механизмы, если судну нужно не опуститься, а подняться на одну "ступеньку"?

После того как оно вошло в камеру и нижние ворота закрылись, вахтенный поворачивает рукоятку ключа в другом направлении. Опускаются щиты водопроводных галерей. Затем механизмы немного приподнимают сегментный затвор и в камеру начинает течь вода. Если бы верхние ворота открывались обычным путем, то в первые минуты она била бы в образовавшуюся щель таким мощным потоком, что судно вряд ли могло бы уцелеть.

Когда уровни воды в шлюзе и верхнем бьефе сравнялись, поплавок-автомат "докладывает" об этом, и механизмы снова приводят в движение сегментный затвор. На этот раз он опускается в глубокую подводную нишу. Тотчас зажигается зеленый огонь светофора. Над "спрятавшимся" затвором судно выходит на верхний бьеф.

Многое из того, что здесь описано, вы можете увидеть сами при прохождении шлюзов, которых на вашем пути встретится немало. Правда, вы не увидите находящегося в башне черного блестящего пульта управления шлюзом, не увидите и всех механизмов, но теперь вы в общих чертах знаете, как они действуют.